Журналу Авто.ру стало известно, что Росстандарт после выборочных проверок начал отзывать свидетельства безопасности конструкций транспортных средств (СБКТС), выданные с нарушениями, у иномарок, которые были ввезены по параллельному импорту. Точное количество таких машин неизвестно, но их лишают ПТС и снимают с учёта в ГИБДД, а значит, ездить на них нельзя. Разбираемся, почему это происходит и что делать автовладельцам, чтобы не попасть в такую ситуацию.
Какие претензии у Росстандарта
Росстандарт выявил нарушения при получении СБКТС, которые оформляются при растаможке автомобилей. Об этом на одном из закрытых профильных заседаний рассказал замглавы надзорного органа Александр Кузьмин. По его словам, ведомство уже отменило ряд СБКТС, выданных одной из испытательных лабораторий Калининградской области, и проверки продолжатся.
Ещё в конце прошлого года Росстандарт совместно с Росаккредитацией, АО «Электронный паспорт» и Минэкономразвития проработали меры наказания для тех, кто получает СБКТС с нарушениями, — их будут лишать выданного ранее свидетельства, без которого на автомобиль автоматически отменяется как свидетельство (СТС), так и паспорт транспортного средства (ПТС).
«В дальнейшем при выявлении нарушений Росстандартом будут приниматься соразмерные допущенному правонарушению меры реагирования, включая применение защитительной оговорки техрегламента ТР ТС 018/2011, предусматривающее отмену свидетельства безопасности конструкций транспортных средств и исключение их из реестра, что в дальнейшем должно повлечь за собой отмену электронных паспортов и снятие с регистрационного учёта ТС в ГИБДД», — прокомментировал Кузьмин.
Замруководителя ведомства подчеркнул, что Росстандарт «не допустит недобросовестной конкуренции, ущемления прав граждан, которые, ничего не подозревая, могут приобрести потенциально небезопасное транспортное средство». Представитель регулятора назвал такие автомобили «недооценёнными». Ведь провести проверку машины можно повторно.
В ведомстве в ответ на запрос Журнала Авто.ру уточнили, что отзыв документов возможен, например, в связи с оформлением СБКТС испытательной лабораторией, не имеющей полной аккредитации на оформление сертификата, либо если испытательная лаборатория не устраняет выявленные регулятором нарушения. «В качестве примера можно привести ситуацию с оформлением СБКТС без проведения испытаний (исследований) измерений по тормозным системам автомобиля», — уточнили в ведомстве.
Из-за чего могут аннулировать выданный сертификат
Со случаями аннулирования СБКТС знаком основатель компании «РоговМобиль» Дмитрий Рогов (специализируется на доставке машин из Южной Кореи, Европы и Японии). По его словам, причина отзыва свидетельства безопасности конструкций ТС может быть разной. Например, проблемы могут возникнуть у автовладельцев, если при оформлении этого документа декларант, который импортировал автомобиль, пытался схитрить с техническими данными.
«Манипуляции могут быть, к примеру, такие: есть какой-нибудь праворульный Nissan с атмосферной версией мотора 2.5 мощностью 180 лошадиных сил и его турбированный аналог на 280 л.с. И можно так договориться, чтобы испытательная лаборатория “не увидела” турбины при сертификации. Транспортный налог благодаря этому снизится, но потом это выяснится — и наступит аннулирование СБКТС со всеми вытекающими», — объясняет Рогов.
Другой пример — автомобили, соответствующие нормам токсичности Евро-0 (например, машины для арабских или африканских рынков), на которые продавцы получают документы о соответствии Евро-5. Часто бывает и так, что автомобили вообще не проходят никакой сертификации, СБКТС на них оформляют дистанционно, без заезда в лабораторию. Если регулятор уличит лабораторию в оформлении документов без фактического осмотра, у неё отберут лицензию, а все выданные сертификаты аннулируют.
Можно ли вернуть такой автомобиль и деньги за него
Для того, чтобы вернуть деньги за автомобиль, у которого отозван СБКТС, автовладельцам стоит изучить договор купли-продажи, объясняет автомобильный адвокат движения «Свобода Выбора» Сергей Радько.
«Нужно внимательно ознакомиться с условиями подписанного договора от лица реализовавшей автомобиль компании, потому что там могла быть оговорка, что эта фирма не несёт ответственность за какие-либо проблемы в будущем. Если этого нет, то получается, что гражданину продали товар ненадлежащего качества, потому что автомобиль — это товар, предназначенный для свободной эксплуатации, а без СБКТС он такой возможности лишён», — объясняет Радько.
В этой ситуации, если продавец не захочет добровольно вернуть деньги за автомобиль или компенсировать затраты на переоформление СБКТС, ПТС и СТС, то суд с большой долей вероятности встанет на сторону покупателя. «Они не снабдили автомобиль комплектом документов, достаточным для постановки на учёт. А последнее — обязательное условие для эксплуатации машины. Опираясь на закон о защите прав потребителей, можно требовать возврата денег, неустойку и так далее», — заметил Радько.
Ситуация, когда автомобиль покупался не через фирму, а у частника, ничем не отличается, за исключением того, что от физлица будет сложнее получить деньги, уверен Радько.
Что делать, если отозвали СБКТС
Владельцам автомобилей, которые уже столкнулись с отменой СБКТС, в Росстандарте посоветовали обратиться в любую испытательную лабораторию для оформления нового свидетельства. «Такое транспортное средство будет считаться не проходившим оценку соответствия для выпуска в обращение на рынке», — объяснили в пресс-службе регулятора.
В ведомстве напомнили, что СБКТС оформляются в соответствии с ГОСТ 33670-2015, который предусматривает обязательное предоставление автомобиля в лабораторию для испытаний. Если автовладельцу предлагают оформить СБКТС дистанционно, то это грубое нарушение правил проведения оценки соответствия, и такой СБКТС подлежит отмене, напомнили в надзорном органе.
«Также сообщаем, что автовладелец, столкнувшийся с отменой СБКТС, вправе предъявить претензии недобросовестной лаборатории, в том числе в судебном порядке», — сообщили в Росстандарте.
Тем же, кто только сейчас собирается купить автомобиль из-за рубежа, стоит внимательно присмотреться к продавцу и выбирать компании с хорошей историей, уверен автоюрист Радько. Также не лишним при сделке будет проверить сертификационные документы на предмет соответствия заявленных технических данных реальным, уверен Дмитрий Рогов из компании «РоговМобиль». «Не стоит пытаться обмануть систему сертификации, она сама по себе достаточно лояльна. Тем более сейчас, когда действуют послабления для физических лиц», — резюмировал собеседник.
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователя
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти